Sunday, December 25, 2005

НЕФТЯНЫЕ МАРШРУТЫ НА ЗАПАД

23.12.05
Ссылки по теме:
Пять "основоположников" нефтяного кризиса
Зигзаги нефтяной политики
Демократия как идеал, нефтепроводы как реальность
Lenty.Ru: На верфях в Питере заложили суперкорабль
Политические ставки высоки и финансовый риск велик, однако инвесторов, стремящихся проложить путь для перекачки российской и каспийской нефти в обход коварных турецких проливов к испытывающему энергетический голод Западу, ожидает огромная выгода. Об этом пишет корреспондент агентства Reuters в Софии Цветелия Ильева.Прошлой зимой производители нефти потеряли, по меньшей мере, $700 млн., когда из-за плохой погоды и бурного моря их танкеры застряли на целых две недели у проливов Босфор и Дарданеллы - единственного пути для вывоза сырой нефти морским путем из Черного моря. А тем временем постепенно приближаются сроки начала реализации нескольких проектов строительства трубопроводов стоимостью в миллиарды долларов, осуществление которых задержалось на несколько лет из-за политических споров и опасений экологов. Не говоря уже о соперничестве между странами и инвесторами вокруг обширного Черного моря, стремящимися занять самую выгодную позицию на старте. Россия и другие страны, примыкающие к Черному морю, в настоящее время имеют возможность вывозить свою нефть и нефтепродукты на мировые рынки исключительно через турецкие проливы. Ежедневно через них провозится примерно 2.9 млн. баррелей нефти. С 2001 года объем перевозок в обстановке быстрого экономического роста этого региона утроился, и сейчас через Босфор, представляющий собой разделяющий Стамбул извилистый канал, ширина которого в самом узком месте равна всего 700 м, ежедневно проходят более 150 судов. Турция установила лимиты на транспортные перевозки с целью повышения безопасности: танкерам, длина которых превосходит 200 м, или судам с опасными грузами разрешено заходить в эти водные пути только в дневное время, что, наряду с волнением на море, ведет к длительным задержкам в зимние месяцы. "Трубопровод от Черного моря необходим, потому что нефтяной рынок нуждается в диверсификации источников поставок", - говорит Макс Шейн, ведущий стратег в разместившейся в Москве фирме "Брокер кредит сервис". И вот после нескольких лет промедления инвесторы добиваются создания для обхода турецких проливов трех трансбалканских обводных путей, прокладка которых долгое время откладывалась. Производители, возможно, еще не проявляют желания платить за транзит, однако такие инвесторы, как Румен Николов, настроены вполне оптимистично. "В один прекрасный день суда будут доставлять нефть нам", - говорит Николов, компания которого "Албано-Македоно-Болгарская нефтяная корпорация" (АМБН) ставит перед собой цель соединения болгарского черноморского порта Бургас с Влрой на адриатическом побережье Албании. Необходимость в этом очевидна: уже переживающая бум добыча нефти в регионах Урала и Каспийского моря, как ожидают, приведет к удвоению объема перевозок сырой нефти через турецкие проливы до 2015 года. Россия с 2001 года увеличила свой экспорт на 50%, став вторым в мире экспортером нефти после Саудовской Аравии, а Казахстан надеется в следующем десятилетии более чем удвоить свою добычу сырой нефти, равную сейчас 1.3 трлн. т. АМБН надеется проложить трубопровод длиной 912 км от Бургаса через Македонию до Влры, глубоководного порта, доступного для крупных танкеров. Аналитики предупреждают, что протяженность этого трубопровода и политические риски в данном регионе остаются препятствием для этого плана, который первоначально был предложен в 1994 году, но, по словам Николова, соглашение, возможно, будет заключено в самом ближайшем будущем. "Я ожидаю, что окончательное политическое соглашение по этому трубопроводу будет одобрено в будущем году, - сказал он. - Ни один трубопровод никогда не будет терять деньги. Однако трубопровод в такой же степени относится к области экономики, как и к области политики". Один из факторов, питающих оптимизм инвесторов, состоит в улучшении, по их убеждению, политического климата в период расширения Европейского Союза на восток и на юг, повышающего надежды на политическую стабильность. Наряду с планом АМБН существует также и проект прокладки трубопровода между румынским черноморским портом Констанцей и итальянским Триестом, хотя, как говорят аналитики, помехой этому проекту служат политические раздоры между пятью странами, территории которых он должен будет пересечь, а также его стоимость, которая может дойти до $6 млрд.Быть может, самый перспективный из трех трансбалканских проектов - это 285-км трубопровод от Бургаса к Александруполису на эгейском побережье Греции. После десятилетия упорной торговли между Грецией, Россией и Болгарией три страны заявили в мае, что к работам по строительству трубопровода стоимостью 700 млн. евро ($823 млн.) смогут приступить в начале 2006 года. Три страны назначили девяти инвесторам крайний срок на конец года для внесения предложения о структуре компании, которая займется строительством этого трубопровода, первоначальная пропускная способность которого, как ожидают, составит 15 млн. т. Как заявили аналитики, с учетом гораздо меньшей протяженности и меньшего числа стран, вовлеченных в этот проект, этот трубопровод имеет хороший шанс быть построенным, одержав верх над конкурентами. "Скорее всего, будут избраны более короткие, более простые и менее сложные маршруты", - считает Иэн Вуллен, старший аналитик в фирме "Вуд Маккензи" в Лондоне. Тем не менее, Балканы не представляют собой единственный возможный маршрут в обход Босфора и Дарданелл. Турция лоббирует в пользу строительства трубопровода длиной 560 - 1000 км от ее северного черноморского города Самсун к ее нефтяному терминалу и узловому пункту Джейхан на побережье Средиземного моря, утверждая, что эта линия могла бы эффективно - на 50% - разгрузить транспортные потоки, идущие через проливы. Турция и Россия решили провести отдельные исследования возможности реализации этого плана. Ранее Россия прохладно относилась к этому плану, опасаясь высоких тарифов за транзит и конкуренции с членами Организации стран-экспортеров нефти в борьбе за покупателей в Джейхане. "Это так важно для Турции ... Россия проявляет некоторую подозрительность, однако мы стараемся убедить ее", - сказал высокопоставленный турецкий деятель, ведающий вопросами энергетики. Другой альтернативой для рассасывания заторов в турецких водах могло бы стать продление украинского трубопровода Одесса-Броды до польского балтийского порта Гданьск. Президент Украины Виктор Ющенко заявил, что его страна готова приступить к продлению этого трубопровода и она создала совместные структуры с Польшей и Казахстаном для выработки плана завершения этого строительства с таким расчетом, чтобы приступить к реализации проекта в 2006 году. Казахстан проявил интерес к этому плану стоимостью $600 млн., а Европейский Союз вложил средства в исследование возможности осуществления этого плана, которое должно быть завершено к концу этого года. Невзирая на этот прогресс, предлагаемое продление трубопровода сталкивается с теми же препятствиями, что и другие проекты, в том числе с нежеланием производителей оплачивать тарифы за транзит. Они опасаются, что это даст преимущество конкурентам благодаря снижению тарифов в запруженных, но все еще свободных турецких водах. Как говорят аналитики, если цены на нефть будут оставаться на высоком уровне, то будут реализованы, по меньшей мере, один или два проекта строительства трубопроводов. "Если цена на сырую нефть останется высокой и объемы экспорта через этот регион возрастут согласно ожиданиям, в какой-то момент производителям придется поддержать планы прокладки какого-нибудь трубопровода, чтобы гарантировать доступ на международные рынки", - считает Иэн Вуллен из фирмы "Вуд Маккензи". По материалам ИТАР-ТАСС.
Обсудить в форуме

No comments: